Самый черный цвет в мире принадлежит одному человеку, и он празднует свою победу через Instagram

Энн Кито (Anne Quito)

Вызвав гнев своих собратьев по ремеслу, в марте 2016 года художник Аниш Капур подтвердил приобретение эксклюзивных прав на Vantablack, самый черный оттенок черного из когда-либо произведенных. По данным журнала Dazed and Confused ,это вещество на основе углерода поглощает 99,96% света, попадающего на его поверхность. Теоретически, смотреть на него – это все равно, что смотреть в черную дыру.

Хотя Капур отказывается комментировать свои авторские права публично, 3 марта он разместил невербальное обновление в своем Instagram. Заявляя права на бренд, он подписал сплошное черное поле: "Черный Капура" (“Kapoor Black”).

null

Для разработки пигмента на основе углерода Капур сотрудничал с английской исследовательской лабораторией наноматериалов Surrey NanoSystems. Он использует материал на исключительных правах с 2014 года, но понимание того, что они лишены доступа к самому черному черному приходит к его коллегам-художникам только сейчас.

"Лично я считаю подобный тип монополии довольно абсурдным и удушающим", пишет бельгийский художник Фредерик Де Вильде (Frederik De Wilde) журналу Quartz в электронном письме. Другие, к примеру, художник Кристиан Фурр (Christian Furr), который был лишен возможности использования Vantablack в серии картин, разделяют эти настроения.

Vantablack – не единственный суперчерный

Поиск самого черного из черных свойственен не только для сферы изобразительного искусства. В 2007 году команда НАСА начала работу над суперчерной нанотехнологией, призванной сделать инструменты более чувствительными. В прошлом году образец этого суперчерного покрытия был отправлен на Международную космическую станцию для испытания в космосе.

null
Важно понимать, что это столь желанное суперчерное вещество на самом деле не краска, а миниатюрные трубки из углерода, объясняет бывший оптический физик НАСА Джон Акопян (John Hagopian), в настоящее время руководящий стартапом, разрабатывающим нанотехнологии на базе углерода для технических целей. Суперчерный на самом деле "выращивается" в лаборатории, а черный матовый эффект вызывается плотным полем этих крошечных углеродных нанотрубок, которые поглощают почти весь свет.

"Surrey NanoSystems демонстрируют свои достижения только сейчас", говорит Акопян. "Я не пытаюсь преуменьшить значение и вклад их исследований, но все мы стоим на плечах тех, кто был до нас. Углеродные нанотрубки выращивались в течение многих лет, и мы просто настроили этот процесс под свои нужды".

С 2010 года Акопян сотрудничает с Де Вильде в разработке "Nanoblack", еще одного суперчерного вещества, которое лишь на ничтожную долю светлее, чем у Капура, поглощая 99,9% света.

Обращаясь к художникам, жаждущим использовать дефицитное суперчерное вещество, Акопян предупреждает, что работа с этим материалом не столь проста, как с банкой обычной краски. Процесс требует использования противогаза и создания специального герметичного блока для «комплексного химического парофазного осаждения», а вдыхание мелкого углеродсодержащего материала может быть столь же опасным, как вдыхание асбеста.

В отличие от Капура, Де Вильде и Акопян утверждают, что они не заинтересованы в сохранении прав на свой суперчерный материал.

"Ив Кляйн запатентовал формулу краски, но он никогда не патентовал сам цвет", замечает Де Вильде, имея в виду французского художника-концептуалиста, лучше всего запомнившегося ярким оттенком ультрамарина, теперь называющимся "IKB" или International Klein Blue.

"Приобретение эксклюзивных прав на использование цвета довольно нелепо", добавляет он. "Мне кажется, что это какой-то условный рефлекс, выражение страха: отчаянное желание владеть искусством".