Хотя традиционная теория цвета использует идеи «цветового круга» и шкалы светлоты, но они, как правило, не интегрированы в какое-либо практичное трехмерное цветовое пространство. К примеру, The Art of Color Иттена возвращается к ранней сферической модели Рунге 19 века, которая (в отличие от сферы Манселла) помещает самые насыщенные цвета всех оттенков на экватор, независимо от значения их светлоты. Таким образом, сфера Иттена игнорирует признанные Манселлом различия в светлоте и абсолютной насыщенности этих цветов, а также страдает отсутствием согласованного представления жизненно важного параметра светлоты. В противоположность этому, современная теория цвета постоянно использует на практике концепцию цветового пространства. Цветовые пространства образуют основу для всех серьезных современных исследований на такие разнообразные темы, как восприятие цвета, цветовая «гармония» и эмоциональные ассоциации с цветовыми комбинациями. В будущих статьях я расскажу, как художники могут использовать параметры оттенка, светлоты и насыщенности системы цвета Манселла в качестве мощнейшей базы для оценки цвета, понимания смешения цветов в красках, а также для рисования эффектов освещения по воображению.
Тексты, объясняющие современную теорию цвета художникам, стали появляться вскоре после революции Гельмгольца-Максвелла, наиболее влиятельным считается Modern Chromatics or The Students’ Text-book of Color (1879) американского профессора физики и художника-любителя Огдена Руда, опубликованный на трех языках и многократно переиздававшийся в начале 20-го века, затем в 1973. Даже беглый взгляд на его 330 страниц может стать откровением в плане того, какой уровень технического понимания цвета и света считался необходимым для студентов художественных школ в эпоху Сарджента и поздних импрессионистов. Сегодня отличным введением в базовую современную теорию цвета являются The New Munsell Student Color Set и Color and Light: A Guide for the Realist Painter Джеймса Герни (они хорошо дополняют друг друга), а более подробную информацию можно найти на веб-сайтах, к примеру, на огромном handprint.com Брюса Макэвоя или моем собственном более скромном сайте The Dimensions of Colour.
Тем не менее, представляется совершенно очевидным, что очень многие преподаватели искусства не собираются в обозримом будущем отказываться от своей привязанности к упрощенной традиционной теории цвета. Более того, преподаватели изобразительного искусства и дизайна, получившие образование в эпоху Иттена, сейчас имеют много власти и влияния, и, как известно, активно препятствуют внедрению современной теории цвета в своих учреждениях. Быстрые перемены здесь возможны лишь под давлением запроса со стороны учащихся, подпитываемого пониманием современной теории цвета, доступной в интернете. Особое разочарование современная ситуация среди учителей художественных школ вызывает при воспоминании о том, что сто лет систему, которая стала краеугольным камнем современной теории цвета, разработал художник и преподаватель изобразительного искусства.