Современная и "традиционная" теория цвета. Часть I

Дэвид Бриггс (David Briggs)

Д-р Дэвид Бриггс – автор сайта The Dimensions of Colour, также в течение пятнадцати лет преподавал цвет художникам и дизайнерам в различных учреждениях, в том числе, в художественной школе Julian Ashton и Национальной художественной школе в Сиднее. В первой части этого двухсерийного материала он объясняет свой личный взгляд на важность системы Munsell в художественной теории и практике цвета.

Обучение цвету в искусстве сегодня страдает от разрыва между современной и "традиционной" теориями цвета. Современная теория цвета обычно строится вокруг концепции цветового пространства, в особенности, вокруг понятий цветового тона, насыщенности цвета и светлоты (hue, value и chroma), предложенных художником и преподавателем искусств Альбертом Манселлом. Кроме того, современная теория цвета включает в себя открытия, с помощью которых Гельмгольц, Максвелл и Геринг изменили наше фундаментальное понимание природы цвета столь же радикально, как Дарвин в это же время изменил наше понимание биологии. И наоборот, традиционная теория цвета анахронически сохраняет представления о цвете, преобладающие до этих революций конца 19-начала 20-го века, и его отношение (или, точнее, его отсутствие) к современной теории цвета схоже с так называемым «Научным креационизмом» ("Creation Science") в современной биологии.

Определяющей характеристикой традиционной теории цвета является ее приверженность трем историческим базовым цветам, желтому, красному и синему, против которой Альберт Манселл протестовал сто лет назад в своей книге A Color Notation. В противоположность этому, современная теория цвета признает, что существуют различные наборы базовых цветов (с различными взаимоотношениями между ними) в различных контекстах, например, аддитивные базовые цвета, субтрактивные базовые цвета и психологические базовые цвета. Концепт исторических базовых цветов, судя по всему, являются бессознательным смешением четырех психологических базовых цветов: желтого (Y), синего (B), красного (R) и зеленого (G) - и трех субтрактивных базовых цветов, желтого (Y ), пурпурного (BR) и голубого (GB). С этой точки зрения, желтый, красный и синий – это три названия, которые мы дали нашим лучшим базовым оттенкам красителей для смешивания, когда впервые их обнаружили, до того, как поняли, что оптимальные оттенки для смешения красок могут отличаться от оттенков, которые мы воспринимаем как чистые и первичные. В некотором смысле, исторические базовые цвета являются предками как современных субтрактивных базовых цветов, так и современных психологических базовых цветов.

Содержащая много неясностей, традиционная теория цвета – это доньютоновской взгляд на смешение цветов, который я называю теорией смесей. Эта точка зрения опирается на «здравый смысл» предположения, что цвета являются физическими свойствами, содержащимися в материалах, а также, что эти свойства сами по себе смешиваются, когда мы смешиваем краски, так что, например, зеленый цвет, считается, "содержит" желтый и голубой. Во многих умах это мнение существует как будто в карантине, наряду со знания Ньютона и спектра, без какого-либо очевидного осознания их противоречия, например, у Иоганнеса Иттена (Johannes Itten, 1961) в The Art of Color. Другие версии традиционной теории цвета придерживаются более поздней (но все равно устаревшей) идеи, что смешение цветов зависит от взаимных "примесей" или "нечистоты" в желтом, красном и синем базовых цветах. Эта идея 19-го века в последнее время реанимирована в качестве обоснования для системы "разделения базовых цветов", состоящей из палитры теплых и холодных версий трех исторических праймериз. В современной теории цвета смешение цветов в красках включает в себя сочетание субтрактивных и аддитивных процессов, которые приводят к предсказуемым путям смешения в пространстве оттенок-светлота-насыщенность. К примеру, путь смешения желтой и синей красок, как правило, проходит через слабонасыщенные зеленые цвета не потому, что зеленый "содержит" желтый и синий, а потому, что при субтрактивном смешивании проявляется существенная доля отражения в области зеленой длины волны спектра, являющаяся одним из важнейших компонентов как желтой, так и синей краски.