Психология цвета в медицине

Джилл Мортон (Jill Morton) – профессор в области цвета со специализацией в психологии цвета и брендинге. Она ведет веб-сайт Color Matters, где делится своими образовательными материалами и страстью к цвету.

Зависимость от цвета

Не приходится сомневаться в том, что люди склонны судить о различных вещах, основываясь на их цвете. Это особенно справедливо, когда мы говорим о пище. Ярко-красный лосось выглядит куда аппетитней, чем бледно-розовый, а кремово-желтое масло предпочтительнее по сравнению с белым маргарином. Более того, к примеру, законы штата Висконсин прямо запрещают окрашивать маргарин так, чтобы он напоминал масло.
Это относится и к другим вещам, которые мы проглатываем. Два недавних исследования показали, что цвет лекарств влияет на восприятие их потребителями и ход лечения еще до начала их приема – а теперь есть новые свидетельства того, что этот опыт остается с ними и впоследствии.

Первое исследование показало, что люди испытывают определенные ощущения каждый раз, когда они самостоятельно принимают лекарство, глотают ли они таблетки или капсулы, жуют ли таблетки, глотают жидкость, или наносят крем или мазь. Например, таблетки розового цвета обычно кажутся слаще на вкус по сравнению с красными.

Исследователи также обнаружили, что цвет лекарств влияет на впечатление пациентов от хода лечения. В качестве примера, они рассказали: "Если пациент с депрессией принимает антидепрессант в виде таблетки темно-бордового цвета, ему это не понравится, и лекарство не будет эффективным".

Тот факт, что цвет играет огромную роль, по сути, информируя пациента о фактическом действии препарата, не должно удивлять. Например, большинство согласилось бы, что нежно-синяя капсула обеспечит хороший сон ночью. Возьмем такой пример: выбрали бы вы таблетку успокаивающе-розового или ядовито-зеленого цвета лайма от кислотного рефлюкса? Большинство людей ассоциируют зеленый лайм с кислым вкусом и лимонной кислотой – это не то, что нужно человеку, когда его желудок бурлит. Таким образом, пациенты действительно лучше всего реагируют, когда цвет соответствует предполагаемым результатам лечения, а не симптомам болезни.
Помимо оповещения о положительном эффекте лекарства, цвет также помогает потребителю отличить безрецептурные или рецептурные лекарства от других таблеток или капсул.

Эффект от цвета пилюли

Достаточно недавнее исследование (опубликовано в январе 2013 г.) обнаружило, что различия в цвете рецептурных лекарств влияет на то, прекратит ли пациент прием лекарственного средства. Ученые сообщили, что пациенты, принимающие препараты-дженерики, отличающиеся по цвету, на пятьдесят процентов чаще прекращают прием лекарств, что может давать негативный эффект.

Группа исследователей анализировала противоэпилептические препараты, так как эпилепсией страдает 2% населения. Они обнаружили, что, когда пациенты, страдающие эпилепсией, получают по рецепту таблетки другого цвета, чем к которому они привыкли, 53% из них, скорее всего, сделают перерыв в приеме лекарства по рецепту.

Еще более интересной является возможность того, что цвет таблетки может создать эффект, противоположный эффекту плацебо. Изменение цвета таблетки бьет по доверию пациентов к эффективности препарата и, потенциально, может иметь противоположный эффект: убеждение пациента, что новые таблетки менее эффективны, чем предыдущие.

Д-р Аарон С. Кесселхеим (Aaron S. Kesselheim) объясняет:

"Подозрения о связи внешнего вида таблетки с восприятием ее эффективности существовали уже давно, но это первый эмпирический анализ, который показал прямую связь физических характеристик таблеток с поведением пациентов. Мы обнаружили, что изменения в цвете таблетки значительно увеличивают вероятность того, что пациенты прекратят принимать свои лекарства по рецепту".

Исследование советует врачам предупреждать своих пациентов о возможности изменения цвета таблетки, а фармацевтам стараться предупреждать пациентов, если изменение поставщиков может привести к изменению визуальных характеристик таблетки.

Стоит отметить, что "защита оформления товара" в США запрещает таблеткам-дженерикам использовать тот же цвет, как у брендованных аналогов. Хотя это предназначено для защиты потребителей продуктов-имитаторов, использующих упаковку или внешний вид других изделий, теперь становится ясно, что это также влияет на воздействие препарата на потребителя.

Заключительное примечание: система цвета Munsell основана на точном научном измерении цвета. Это гарантирует точность цветопередачи как для фармацевтической промышленности, так и многих других отраслей.